АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КПК «ПМОВК»

УТВЕРЖДЕНО Приказом Председателя правления КПК «ПМОВК» №38-1 от 01.12.2015 г.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Для целей настоящей Антикоррупционной политики (далее – настоящий документ) используются следующие понятия, определения и сокращения:
КПК – кредитный потребительский кооператив Первое Мурманское общество взаимного кредита
Коррупция (коррупционные действия):

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом (в том числе работником КПК) своего должностного положения вопреки законным интересам общества (включая КПК) и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу (в том числе работнику КПК) другими физическими лицами;
  • совершение действий, указанных выше, от имени или в интересах КПК.
    Коррупционное правонарушение – совершенное противоправное (в нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации) деяние, обладающее признаками Коррупции, за которое законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
    Органы внутреннего контроля КПК – отдел внутренней безопасности, департамент развития и поддержки сотрудников, сотрудник департамента правового сопровождения, ответственный за противодействие легализации доходов, добытых преступным путем

Органы управления КПК – Кредитный Комитет, Председатель Правления КПК, руководители департаментов КПК .
Противодействие коррупции – деятельность работников КПК, Органов управления КПК, Органов внутреннего контроля КПК в пределах их полномочий:

  • по предупреждению Коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин Коррупции (профилактика Коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию Коррупционных правонарушений (борьба с Коррупцией);
  • по минимизации и/или ликвидации последствий Коррупционных правонарушений.
    Функции государственного, муниципального (административного) управления – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении КПК, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий КПК, либо готовить проекты таких решений.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Настоящий документ является внутренним нормативным документом КПК и определяет основные принципы противодействия Коррупции в КПК и в отношениях КПК с третьими лицами, а также устанавливает управленческие и организационные основы предупреждения Коррупции и борьбы с ней, минимизации и/или ликвидации последствий Коррупционных правонарушений.

2.2. Настоящий документ направлен на Противодействие коррупции как внутри КПК, так и в отношениях КПК с третьими лицами, включая государственные и муниципальные органы, юридические лица.

2.3. Принципы Противодействия коррупции, установленные в настоящем документе, лежат в основе организации системы противодействия коррупции в подразделениях КПК, что обеспечивает согласованность подходов к организации Противодействия коррупции в КПК и его подразделениях.

2.4. Требования настоящего документа обязательны для исполнения Органами управления КПК, работниками КПК независимо от занимаемых ими должностей. Общие принципы и запреты, устанавливаемые настоящим документом, также распространяются на иных третьих лиц, действующих по поручению КПК. Ни КПК, ни кто-либо из работников КПК не вправе обходить требования настоящего документа посредством деятельности иных третьих лиц.

2.5. Требования настоящего документа учитываются при установлении КПК договорных и иных деловых отношений с физическими лицами и организациями. КПК ожидает от своих контрагентов, представителей КПК, подразделений КПК, членов органов управления, а также от иных лиц соблюдения соответствующих обязанностей по противодействию коррупции.

2.6. В случае изменения наименований подразделений и/или должностей работников КПК, участвующих в осуществлении операций в рамках настоящего документа, при условии сохранения за ними функций, определенных для данных подразделений и/или работников КПК настоящим документом, а также в случае передачи указанных функций в компетенцию других подразделений и/или работников КПК, работа в соответствии с настоящим документом осуществляется соответствующими подразделениями и/или работниками КПК до внесения изменений в настоящий документ.

3. КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

3.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами и практикой иностранных государств в сфере противодействия Коррупции КПК считает коррупционными действиями действия, указанные в пункте 3.2 настоящего документа, совершенные:

3.1.1. в отношении КПК либо от имени или в интересах КПК в отношении третьих лиц, в том числе в отношении государственных и муниципальных органов и их служащих, иных юридических лиц и их работников .

3.1.2. прямо или косвенно;

3.1.3. лично или через посредничество третьих лиц;

3.1.4. независимо от цели, включая упрощение административных и иных процедур, обеспечение конкурентных и иных преимуществ;

3.1.5. в любой форме, в том числе в форме получения/предоставления денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

3.2. Коррупционными действиями, совершенными в целях, в форме или в порядке, указанных в пунктах 3.1.1-3.1.5 настоящего документа, являются:

3.2.1. дача взятки и посредничество в даче взятки, то есть предоставление или обещание предоставить любую финансовую или иную выгоду/преимущество с умыслом побудить какое-либо лицо выполнить его должностные обязанности ненадлежащим образом, то есть на более выгодных для дающего условиях и/или с нарушением порядков и процедур, установленных законодательством Российской Федерации и/или внутренних нормативных документов КПК;

3.2.2. получение взятки и посредничество в получении взятки, то есть получение или согласие получить любую финансовую или иную выгоду/преимущество за исполнение своих должностных обязанностей ненадлежащим образом, то есть на более выгодных для дающего условиях и/или с нарушением порядков и процедур, установленных законодательством Российской Федерации и/или внутренних нормативных документов КПК;

3.2.3. коммерческий подкуп, то есть незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в КПК, в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

3.2.4. подкуп иностранных государственных служащих, то есть предоставление или обещание предоставить иностранному государственному служащему любую финансовую или другую выгоду/преимущества с целью повлиять на исполнение его официальных обязанностей, чтобы получить/удержать бизнес или обеспечить конкурентные или иные преимущества для КПК;

3.2.5. использование Органами управления КПК, Органами внутреннего контроля КПК, работниками КПК для себя или в пользу третьих лиц возможностей, связанных со служебным положением и/или должностными полномочиями, для получения финансовых или иных выгод/преимуществ, не предусмотренных законодательством Российской Федерации и/или внутренними нормативными документами КПК;

3.2.6. иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам КПК и/или общества, и/или государства в целях получения финансовой или иной выгоды/преимуществ.

3.3. Работникам КПК, Органам управления КПК, Органам внутреннего контроля КПК запрещается совершать коррупционные действия, указанные в пункте 3.2 настоящего документа, в том числе запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, частных компаний и их представителей.

3.4. Работники КПК, Органы управления КПК, Органы внутреннего контроля КПК при выполнении своих трудовых функций или при осуществлении своей деятельности от имени КПК должны соблюдать антикоррупционное законодательство Российской Федерации, национальное законодательство иностранных государств и нормы международного права в сфере противодействия Коррупции, а также требования настоящего документа.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

4.1. Противодействие коррупции в КПК основывается на следующих основных принципах:

4.1.1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина – Коррупция приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий законной конкуренции между субъектами экономической деятельности;

4.1.2. законность – КПК осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4.1.3. прозрачность деятельности Органов управления КПК и работников КПК (с учетом
требований законодательства Российской Федерации о коммерческой и банковской тайне);

4.1.4. неотвратимость привлечения к ответственности за совершение Коррупционных правонарушений – законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение Коррупционных правонарушений (см. раздел 13 настоящего документа);

4.1.5. комплексное использование управленческих, организационных, информационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер – комплексность использования мер Противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными действиями и ликвидацию их последствий;

4.1.6. приоритетное применение мер по предупреждению Коррупции (см. раздел 7 настоящего документа);

4.1.7. сотрудничество в области Противодействия коррупции с государственными органами, а также партнерами и клиентами КПК – КПК признает общесоциальный характер проблемы Коррупции и необходимость противодействия Коррупции как путем мероприятий, реализуемых в рамках государственной политики, так и путем формирования нетерпимости к Коррупции со стороны общества.

4.1.8. В КПК соблюдается принцип неприятия Коррупции в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой толерантности») при осуществлении повседневной деятельности и при реализации стратегических с контрагентами КПК, с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий, с работниками КПК и его подразделений, с членами органов внутреннего контроля, а также с иными лицами.

4.1.9. КПК размещает настоящий документ в свободном доступе на корпоративном сайте КПК в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии Коррупции, поощряет соблюдение принципов и требований настоящего документа всеми контрагентами КПК, работниками КПК, Органами управления КПК, подразделениями КПК и иными лицами и содействует повышению уровня антикоррупционной культуры общества и работников КПК.

5. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

5.1. КПК на основе принципа взаимности сотрудничает в области Противодействия коррупции с государственными и регулирующими органами, партнерами КПК и клиентами КПК в целях:

5.1.1. установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении Коррупционных правонарушений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к Коррупционным правонарушениям;

5.1.2. выявления имущества, полученного в результате совершения Коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

5.1.3. обмена информацией по вопросам Противодействия коррупции;

5.1.4. координации деятельности по профилактике Коррупции и борьбе с Коррупцией.

6. УПРАВЛЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

6.1. Органы управления КПК формируют этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям Коррупции на всех уровнях, подавая пример работникам КПК, в частности вводится в действие Кодекс профессиональной этики сотрудника КПК ПМОВК раскрывающий основные положения Настоящей политики.

6.2. Председатель Правления утверждают настоящий документ, а также в пределах своих полномочий осуществляет общий контроль за Противодействием коррупции, осуществляемым органами внутреннего контроля КПК.

6.3. Органы внутреннего контроля КПК в пределах своих полномочий:

6.3.1. определяют основные направления деятельностиКПК в области Противодействия коррупции;

6.3.2. утверждают внутренние нормативные и организационно-распорядительные документы КПК в области Противодействия коррупции;

6.3.3. устанавливают компетенцию руководителей подразделений КПК в области Противодействия коррупции;

6.3.4. осуществляют постоянный мониторинг за деятельностью работников КПК в сфере Противодействия коррупции.

7. МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ

7.1. Профилактика коррупции в КПК осуществляется путем:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • формирования у работников КПК нетерпимости к коррупционному поведению;
  • обучения работников КПК;
  • ведения достоверного и полного финансового учета, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;
  • проверки на предмет соблюдения в КПК антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в частности, посредством процедур внутреннего контроля, а также регулярного анализа выполнения этих процедур;
  • обсуждения и согласования с контрагентами КПК положений и процедур, подтверждающих обязательства всех сторон соблюдать антикоррупционное законодательство Российской Федерации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • проведения антикоррупционной экспертизы внутренних организационно-распорядительных и нормативных документов КПК, договоров, заключаемых КПК, в том числе на стадии их подготовки и согласования;
  • предъявления соответствующих требований к должностным лицам КПК и кандидатам на руководящие должности в КПК;
  • внедрения в практику кадровой работы КПК правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение работником КПК своих обязанностей по Противодействию коррупции должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность.

8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

8.1. Основными направлениями деятельности КПК по Противодействию коррупции являются:

8.1.1. проведение единой политики КПК в области Противодействия коррупции;

8.1.2. создание механизма взаимодействия КПК по вопросам Противодействия коррупции с государственными органами, организациями, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

8.1.3. принятие административных, стимулирующих и иных мер, направленных на привлечение работников КПК к более активному участию в Противодействии коррупции, на формирование в КПК негативного отношения к коррупционному поведению;

8.1.4. совершенствование системы внутреннего контроля КПК и структуры подразделений КПК, связанных с обеспечением безопасности деятельности КПК, создание механизмов контроля за их деятельностью;

8.1.5. унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для работников КПК;

8.1.6. обеспечение открытости, добросовестной конкуренции и объективности при оказании финансовых услуг и в работе с контрагентами КПК;

8.1.7. совершенствование порядка использования имущества и ресурсов КПК, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

9. УВЕДОМЛЕНИЕ О СКЛОНЕНИИ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

9.1. Работники КПК должны уведомлять своих непосредственных руководителей либо Службу внутренней безопасности КПК обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению Коррупционных правонарушений.

9.2. КПК заявляет о том, что ни один работник КПК не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии) если он сообщил о предполагаемом факте Коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе если в результате такого отказа у КПК, возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.

10. ПОДАРКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

10.1. Представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, могут быть произведены от имени КПК и за счет КПК, а подарки или услуги могут быть предоставлены или оказаны от имени КПК и за счет КПК, либо приняты от физических лиц и организаций, в том числе имеющих деловые отношения с КПК или стремящихся к созданию таковых, только при условии соответствия совокупности указанных ниже критериев:

10.1.1. представительские расходы и подарки прямо связаны с законными целями деятельности КПК, например, с презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов либо с общепринятыми праздниками;

10.1.2. представительские расходы и подарки соответствуют принятой деловой практике и не выходят за рамки норм делового общения (цветы, сувениры рекламного либо имиджевого характера и т.д.). При этом стоимость подарка, который работник КПК вправе принять от физических лиц и организаций, не должна превышать 5000 (пять тысяч) рублей. Подарки свыше указанной стоимости подлежат возвращению дарителям;

10.1.3. представительские расходы и подарки не представляют собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, лицензии, разрешении и иных аналогичных решений или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;

10.1.4. представительские расходы и подарки не нанесут ущерба деловой репутации КПК, работниковКПК и Органов управления КПК в случае раскрытия информации о них;

10.1.5. представительские расходы и подарки не противоречат принципам и требованиям настоящего документа, внутренних нормативных документов КПК, определяющих принципы профессиональной этики и этические нормы делового общения, иных внутренних нормативных документов КПК и законодательства Российской Федерации.

10.2. Не допускаются подарки от имени КПК, работниковКПК, Органов управления КПК, Органов внутреннего контроля КПК, представителей КПК третьим лицам в виде денежных средств, в наличной или безналичной формах, в любой валюте.

11. КОНТРАГЕНТЫ

11.1.КПК, в пределах своих прав как участника общества, способствует внедрению у контрагентов КПК собственных внутренних документов в сфере противодействия Коррупции, основанных на принципах и требованиях, аналогичных принципам и требованиям, установленным в настоящем документе, а также прилагает разумно возможные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования настоящего документа соблюдались в совместных проектах КПК, и его контрагентов.

11.2. При участии в проектах КПК:

11.2.1. анализирует информацию о репутации потенциальных партнеров и участников и их толерантности к Коррупции;

11.2.2. информирует их о принципах и требованиях КПК в сфере Противодействия коррупции, установленных в настоящем документе;

11.2.3. выступает за принятие аналогичной антикоррупционной политики в обществе или объединении, участником которой является КПК.

12. ПОРЯДОК ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов может возникнуть в тех случаях, когда личный интерес сотрудника противоречит его профессиональным обязанностям и миссии КПК или когда посторонняя по отношению к КПК деятельность занимает рабочее время сотрудника.

При поступлении на работу, изменении обязанностей сотрудника или возникновении другой ситуации информацию о потенциальном конфликте интересов сотрудник обязан сообщить в Департамент по развитию персонала, представителю службы внутренней безопасности КПК и руководителю подразделения, в котором он работает.

В случае возникновения конфликта интересов сотрудник обязан:

  • сообщить непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только о нем становится известно;
  • принять меры по преодолению конфликта интересов по согласованию с руководством;
  • подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов. Для разрешения возникающих конфликтов интересов в КПК действует Комиссия по разрешению трудовых споров (КТС), положение о которой установлено соответствующим Приказом Председателя Правления КПК ПМОВК.

При возникновении вопросов, касающихся репутации КПК или соблюдения требований данного Кодекса, сотрудники обсуждают их с непосредственным руководителем. Если проблему не удается разрешить, то в этом случае необходимо обратиться в Комиссию по разрешению трудовых споров.

13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

13.1. Органы управления КПК и работники КПК, независимо от занимаемой ими должности, несут персональную ответственность за несоблюдение принципов и требований настоящего документа, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.

13.2. Поскольку КПК может быть подвергнут санкциям за участие работников КПК, Органов управления КПК, контрагентов КПК, подразделений КПК и иных лиц в коррупционной деятельности, то по каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту Коррупции в установленном в КПК порядке проводятся служебные расследования в рамках, допустимых применимым законодательством Российской Федерации.

13.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящего документа, могут быть привлечены к дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности по инициативе КПК, а при наличии в их действиях признаков состава административного или уголовного правонарушения соответственно к административной или уголовной ответственности по инициативе правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.